СЛЁЗЫ ПО КЛОУНСКИМ БЕЛИЛАМ В Театральном центре "Жаворонки" продолжается фестиваль "Взмах крыла" «Мамаша Кураж и её дети" по пьесе Бертольда Брехта – последний спектакль профессора и заведующего кафедрой Института театрального искусства Валентина Теплякова. Заслуженный артист РФ, режиссер, педагог, Валентин Тепляков ушёл из жизни в ноябре прошлого года – коронавирус… На протяжении шести лет Валентин Васильевич возглавлял жюри фестиваля «Взмах крыла», поэтому «Мамашу Кураж» в Театральном центре «Жаворонки» ждали с особенным чувством. Спектакль был завершён коллегами и учениками Теплякова, в том числе его дочерью Василисой, пронзительно сыгравшей главную героиню. Предлагая зрителям поприветствовать Валентина Васильевича аплодисментами, руководитель Театрального центра «Жаворонки» Ольга Кобецкая говорила о нём так, как будто он в зале. А может, он действительно незримо присутствовал на премьере?.. ххх Тема жизни и смерти – одна из центральных в спектакле. Подзаголовок пьесы – «Хроника времён тридцатилетней войны», а война – это смерть. Как жить, если вокруг – смерть? Можно ли играть, шутить, торговаться со смертью? Стоит ли твоя жизнь смерти близких? Есть ли смысл в жизни после смерти? И что в конечном счете дороже – жизнь или смерть? В спектакле много очень эффектных, запоминающихся сцен, которые раскрывают смысл произведения. Например, сцена игры Швейцеркаса и Катрин. Заложники войны, они так и не успели повзрослеть… Или сцена, когда Катрин, слушая рассказ Иветты, танцует, подражая ей. Она мечтает о любви, но не знает, какой бывает настоящая любовь. Увы, так и не узнает… Или сцена, когда мамаше Кураж приносят тело Швейцеркаса. Чтобы спасти фургон, она делает вид, что не узнаёт сына. Фургон остаётся целым… Пожалуй, самая страшная сцена – последняя. На фоне фургона – словно распятая Катрин, с одной стороны от неё – Эйлиф, с другой – Швейцеркас. Мать бросается то к одному, то к другому из своих детей, но они отталкивают её. Они уже мёртвые. А она – живая? ххх Трагедию мамаши Кураж авторы спектакля попытались показать с использованием приёмов гротеска, фарса, клоунады. Война, голод, главная героиня один за другим теряет своих детей, а на сцене – артисты с клоунскими бантами и раскрашенными лицами. Зловещий балаган как бы оттеняет, акцентирует, заостряет внимание зрителя на трагических сценах. А когда клоуны намазывают красной краской лица сначала обоих сыновей, а потом и дочери мамаши Кураж, понимаешь, что это вовсе не клоуны, а служители смерти. Но почему же тогда текут слёзы по раскрашенным белилами лицам? И почему текут слёзы по лицам зрителей? Единственное, что смущает – некоторый повтор этого эффектного сценического приёма. В прошлом сезоне «Взмаха крыла» Институт театрального искусства показывал на фестивале в Жаворонках спектакль по пьесе Федерико Гарсия Лорки «Йерма», и в нём тоже присутствовали клоуны. Вполне возможно, показ трагедии через призму буффонады – своеобразный режиссёрский приём Василисы Тепляковой, которая ставила «Йерму» и имела самое непосредственное отношение к «Мамаше Кураж». Однако не оставляет мысль о том, что смерть не прощает, когда с ней шутят. В том числе на сцене… Фото О.СТЕПАНОВОЙ. #звенмузей #культурамо #нашеподмосковье #ВсёОдинцовоПлюс #ГлазамиПосетителя #музейновыйиерусалим #новыйиерусалим #welcomemosreg #Звенигородскиймузей #захарово #большиевяземы #голицыно #музейзаповедник#вяземы #пушкинскиеместа #звенигород #театральныйцентр #народныйтеатркрылья #театродинцово #культурноеподмосковье #одинцовскийокруг #культурамосковскойобласти #молодёжныйтеатр #АфишаОдинцово #АфишаЗвенигород#АфишаГолицыно #ГостевыеДомаПодмосковье #ОтдыхПодмосковье #ГостевойДомВетла

Теги других блогов: театр фестиваль спектакль