Поговорили с театральной актрисой, режиссером и последовательницей метода Теодороса Терзопулоса Василисой Тепляковой о современном театре: 🎭Расскажите в двух словах, чем современный театр отличается от традиционного? — Я бы не стала противопоставлять друг другу определения «современный» и «традиционный». Сегодня существует большая путаница с этими понятиями. Традиционной может быть эстетика, но опять же, что есть русская «традиционная» театральная эстетика — большой вопрос. Например, у японцев традиционная эстетика — это театр Но и Кабуки, в Индии — Катакхали, а вот у нас это достаточно спорный момент. Скоморохи? Площадной ярмарочный театр? Когда К.С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко в 1901 году поставили спектакль «Три сестры» по пьесе Чехова — это был образец настоящего современного театра с актуальной, новой для того времени режиссурой, актеры в современных платьях говорили в современной манере текст, написанный современным модным драматургом. Зрители разделились на тех, кто принял новую эстетику и на тех, кто отрицал, что такой театр имеет право на существование. Так вот, современный театр - это весь тот театр, который существует сегодня. Я делю всё-таки спектакли на те, которые поставлены в бытовой эстетике и на «небытовой» театр, где мы пытаемся вырваться из бытовых привычных шаблонов, последний мы и привыкли называть сегодня «современным». 🎭Посещение современной постановки — это всегда своего рода эксперимент. Как определить, что он удался? — Эксперимент в театре для меня равно эксперимент над зрителем,всегда психо-эмоциональный эксперимент (мы либо вовлекаем его в действие физически, словесно, либо используем такие сценические выразители, чтобы выбить человека в зрительном зале из состояния внутреннего спокойствия). Удавшийся эксперимент, как и хороший спектакль, — когда тебя вывели на какие-то эмоции, затронули какие-то струны твоей души, заставили плакать или искренне смеяться, испытывать дискомфорт, в общем заставили твою душу и мысли работать. 🎭Значит ли, что хороший спектакль — всегда эксперимент? —Театр — это искусство живое, здесь и сейчас, мы никогда не знаем, какая придет сегодня публика в зрительный зал, в каком душевном настрое, а значит каждый спектакль — это изменяющаяся материя, и люди на сцене исследуют и себя, и реакцию зала, и каждый раз это абсолютно непредсказуемо. Поэтому, наверное, для меня театр и спектакль — это всегда своего рода эксперимент. 🎭С чего лучше начать свой выбор, если ты «новичок» в театральном деле, на что порекомендуете пойти после окончания карантина? — Никто не знает, что будет после карантина, потому что сейчас все театры «стоят», и это огромный удар по нашему виду искусства. Но мы определенно выйдем «голодными» до искусства, появится большое количество постановок, посвященных нашим сегодняшним реалиям, у меня самой уже в голове огромное количество мыслей на эту тему. Поэтому если ты новичок, то просто смело покупай билет не в кино, а в театр, и начинай своё путешествие по этому миру. 🎭В своей работе Вы используете Метод Терзопулоса. Расскажите, кто это? — Теодорос Терзопулос — это греческий режиссер, который основал театр «Аттис» в Афинах, он путешествует по всему миру, ставит спектакли и преподает свой Метод, направленный на развитие тела, голоса, психо-эмоциональной свободы актера и умению управлять энергией, открывать в своем теле новые энергетические резервуары, направлять энергетические потоки. Спектакли Терзопулоса, безусловно, отличаются особым стилем и присущей только ему эстетикой, кому-то она может показаться достаточно мрачной и непонятной, но то, что его спектакли берут зрителя в энергетический захват — отрицать нельзя. 🎭Что это за Метод? Как он появился? — В 1986 Теодорос Терзопулос поставил спектакль «Вакханки», этим спектаклем он открыл свой театр «Аттис» и театральный фестиваль в Дельфах. Примерно за год до премьеры, прежде чем начать постановку, он собрал достаточно большую группу актеров со всей Греции, которым он предложил принять участие в эксперименте. В пьесе «Вакханки» главным действующим лицом является Дионис — бог, который на протяжении всей пьесы принимает разные обличия. Для Терзопулоса было важно познать природу трансформации (ведь в трансформации суть актерской профессии), природу трансцендентального, также ему было интересно изучить природу вакхического ритуала. И он отправился с актерами в большое путешествие по Греции, по маленьким деревням, племенам, начал изучать природу тела, и после этого путешествия с ним осталось меньше половины актеров. Но с этой маленькой группой людей ему удалось найти то, что он искал, и у них получился впечатляющий, гипнотизирующий спектакль. Полную версию интервью читайте на нашем сайте: https://zilcc.ru/news/8305.html